Сикстинская капелла: история, архитектура и убранство, советы путешественникам

Сикстинская капелла: история, архитектура и убранство, советы путешественникам

Одним из интереснейших памятников религии, истории и искусства, созданных в эпоху Возрождения, считается Сикстинская капелла. Она находится в Ватикане и представляет собой часть папского дворца. Возводилась капелла с 1473 по 1481 год, когда папский престол занимал Сикст IV делла Ровере, молодым зодчим Джованни де Дольчи по плану, созданному Баккио Понтелли.

Читайте также статью «Достопримечательности Ватикана».

История создания Сикстинской капеллы

Первоначально на месте Сикстинской капеллы находилось другое здание – «Большая капелла». В те времена для Ватикана существовала прямая военная угроза как со стороны Османской империи, так и флорентийской сеньории Медичи. Это вызвало обоснованное желание папы укрепить постройку. Новая капелла была спроектирована похожей на крепостное сооружение и являла собой простое трехэтажное здание прямоугольной формы. Размеры капеллы повторяли параметры Храма Соломона, о котором имеется упоминание в Ветхом Завете: ширина 13,41 метра и длина 40, 93 метра. Нижний цокольный этаж был сделан очень мощным, имеющим выход во двор и несколько оконных проемов. На втором основном этаже были сделаны по шесть больших стрельчатых оконных проемов на продольных сторонах и два на торцевой. На верхнем этаже располагались галерея и караульня. Изначально галерея не была крытой. Крышу возвели позже, потому что дождевая вода часто просачивалась в здание. В более поздние времена было произведено ряд достроек, которые изменили внешний вид капеллы. Внешний облик здания скромен и небогат архитектурными элементами. Фасада постройка не имеет, так как вход в нее осуществляется из помещений Папского дворца.

Год 1481 ознаменовался тем, что группа выдающихся художников-флорентийцев прибыла в Рим для внутреннего оформления Сикстинской капеллы. Над росписью стен трудились Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Сандро Боттичелли со своими помощниками и учениками. Всего за 11 месяцев было создано 16 фресок, из которых сохранилось впоследствии только 12.

В 1508 году племянник Сикста IV папа Юлий II дал задание великому Микеланджело расписать новый потолок, который до этого имел вид усеянного золотыми звездами голубого неба. Работа была завершена к 1512 году. А в 1541 Микеланджело окончил шестилетний труд над фреской на алтарной стене, которая изображала момент Страшного суда.

Здание капеллы вполне можно считать памятником фамилии делла Ровере, чье имя можно буквально перевести как «от дуба». На росписях имеется великое множество их геральдических символов, желудей и дубовых листьев. К сожалению многовековое копчение свечей плачевно сказалось на состоянии росписей, а сцена Страшного суда была частично повреждена стараниями цензоров. Впоследствии оформление капеллы было восстановлено. Работы над реконструкцией алтарной стены были завершены в 1994 году.

Первая служба в Сикстинской капелле состоялась в 1483 году в день Успения Пресвятой Богородицы. А в 1492 году в ее стенах состоялся первый конклав, т. е. совет кардиналов, избирающий преемника вместо умершего папы.

Внутреннее убранство капеллы

Внутреннее убранство капеллы

Внутреннее оформление представляет собой собрание великолепных фресок и резко контрастирует с лаконичным видом самого здания. Внутри простой суровой постройки размещается прямоугольный зал с мозаичным полом и овальным сводом высотой в 21 метр. Пол декорирован мрамором и цветным камнем. Общая площадь свода составляет примерно 600 квадратных метров, а в его росписи присутствует 343 персонажа. Зал разделен резной оградой из мрамора, украшенной канделябрами, которую изготовили Мино да Фьезоле, Андреа Бреньо, Джованни Далмата. Их общим творением также является кафедра хоров.

Стены зала поделены на горизонтальные ряды. Нижний ряд занимает изображение драпировок с папским гербом, средний – фрески флорентийских художников, а верхний – окна и портретные изображения первых тридцати пап. Фрески на одной стене изображают эпизоды из жизни Моисея, а на другой – Христа.

Фрески Микеланджело

Наибольшую известность среди фресок капеллы имеют работы Микеланджело, которые заменили собой предыдущие изображения старых мастеров и считаются вершиной искусства ренессанса. На них изображены не только христианские персонажи. Имеются образы из языческих мифов, например, перевозчик мертвых душ Харон, Сивиллы, которые по поверью предсказали пришествие Христа.

Средний пояс потолочного свода украшен девятью эпизодами из Книги Бытия, среди которых находится известнейшая фреска Сотворение Адама. По углам свода находятся ветхозаветные сцены.

фреска Сотворение Адама

Известен факт, что работая над росписью потолка, Микеланджело сильно посадил зрение, так как краска все время капала ему в глаза. Рисовал он фрески лежа на лесах, которые самостоятельно сконструировал для этой работы.

Фреска алтарной стены Страшный суд имеет непростую историю.

Фреска Страшный суд Микеланджело

Ради нее пришлось заложить два высоких стрельчатых окна и пожертвовать двумя росписями Перуджино. Сама фреска носит очень мрачное, депрессивное настроение. Центральное место занимают фигуры Богородицы и Христа в кульминационный момент Судного дня. Их окружают святые и мученики, ожидающие вердикта. Среди них изображен Св. Варфоломей, держащий свою кожу, которую с него содрали язычники. Из ее складок выглядывает портрет самого Микеланджело. В нижнем углу сцены Харон окружен адскими созданиями и грешными душами. Адского судью Миноса Микеланджело написал похожим на Бьяджо да Чезена, который был церемониймейстером папы Павла III и сильно критиковал фреску. Критиков того времени крайне возмутило наличие обнаженных фигур в религиозной сцене и папа Пий IVраспорядился дорисовать на телах набедренные повязки. Это указание выполнил художник Даниеле да Вольтера, который благодаря этому своему деянию до конца жизни не избавился от прозвища Порточник.

Росписи Микеланджело грандиозны и воспевают совершенную красоту человеческого тела, силу, мужество и гармонию. В период реставрации часть фресок, которые были очищены от копоти и более поздних наслоений, снова были «раздеты», а краскам вернули их яркость и чистоту.

Совет эксперта! Возможно избежать простаивания в огромных очередях, если купить билет заранее в онлайн-кассе Ватикана. Это электронный ваучер, который позволит пройти в обход многочасовой очереди по быстрой линии и посетить все музеи Ватикана. Следует помнить, что это не экскурсия, а только входной билет. Во время посещения музея можно взять внутри Ватикана напрокат аудиогида. При оформлении брони следует внимательно указать все данные участников группы, а также дату и время планируемого посещения музея.

Найти капеллу несложно, она располагается неподалеку от собора Святого Петра. Добраться до нее можно электричками № 19 и 30, автобусом (№ 32, 64, 81, 51, 907, 991) и на метро до остановки Ottaviano, линия А (подробнее о метро Рима читайте здесь).

Вход в капеллу бесплатный каждое последнее воскресенье месяца.

Оставить комментарий